ЭКСПЕРТ ОНФ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ ДМИТРИЙ КОСОВ: «РЕФОРМА ОДН НЕВЫГОДНА И ПРОТИВОРЕЧИТ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ»

Отказ от начисления платы за коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды (ОДН), по показаниям приборов учета и переход к расчетам по нормативу приведет к существенному увеличению стоимости коммунальных услуг для населения. Неизбежен и рост задолженности управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями в результате так называемой реформы ОДН, запланированной с 1 января 2017 года. Об основных недостатках нововведения рассуждает эксперт регионального отделения ОНФ в Алтайском крае, президент общественной организации потребителей коммунальных ресурсов и услуг «Краевая ассоциация жилищного самоуправления» Дмитрий Косов.

- В рамках реформы ОДН планируется перевести эту строку расходов из разряда коммунальных услуг в жилищные. Соответствующие изменения уже внесены в Жилищный кодекс РФ, и после внесения поправок в постановления правительства норма заработает с 1 января 2017 года. Изменится система расчетов: на смену показаниям общедомовых приборов учета придут нормативы, которые определит каждый регион. Такой порядок утвержден федеральным законом.

Нововведения должны были вступить в силу еще в апреле этого года, но были отложены. По версии Минстроя, из-за того что управляющие компании не были готовы к изменению порядка оплаты коммунальных услуг на ОДН. Но истинная причина в другом. До сих пор именно Минстроем не разработана единая методика расчета нормативов на ОДН, согласно которой регионы должны были утвердить их к 1 ноября 2016 года. В результате каждый регион подошел к этому процессу абсолютно по-своему, и выйдет так, что жильцы одинаковых многоэтажек в Алтайском крае и Республике Бурятия будут платить, к примеру, за электричество, потребляемое на общедомовые нужды, совершенно разные суммы.

Установленный норматив никогда не будет соответствовать реальному потреблению. Он будет либо завышен, либо занижен. Последнее менее вероятно. Поэтому очевидно, что стоимость коммунальных услуг для населения вырастет. Не желая переплачивать, многие начнут копить долги. В результате снижения платежной дисциплины населения вырастет дебиторская задолженность управляющих компаний и товариществ собственников жилья перед ресурсоснабжающими организациями. Если допустить, что регион установит заниженный норматив, последует массовое банкротство управляющих компаний. Они не смогут компенсировать ресурсовикам разницу между реальным потреблением и потреблением по нормативу. В свете таких вариантов развития событий реформа ОДН не выгодна никому и просто вредна.

Кроме того, предстоящие изменения противоречат целому ряду федеральных законов и постановлений правительства, касающихся обязательной установки приборов учета, перехода на прямые расчеты населения с ресурсоснабжающими организациями в целях повышения прозрачности платежей и снижения долгов в сфере ЖКХ.

До сих пор государство стимулировало население к установке индивидуальных и общедомовых приборов учета. К нормативам применялись повышающие коэффициенты, из чего следовало, что норматив в принципе не способен соответствовать реальному потреблению. Был взят курс на исключение управляющих компаний из цепочки расчетов за коммунальные услуги в целях снижения долгов перед ресурсоснабжающими организациями. Поскольку именно управляющие компании копят наибольшие долги. Но как вписывается в формат прямых расчетов предстоящий перевод ОДН из разряда коммунальных услуг в жилищные, неясно совсем. Наоборот, при таком подходе денежные средства населения рискуют быть потерянными окончательно.

Если новые правила расчетов за коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды, вступят в силу, негативные последствия станут ощутимы уже в феврале, когда собственники жилья по всей стране получат первые в новом году коммунальные квитанции.

 

Источник: http://www.bankfax.ru/opinions/103792/