Институт саморегулирования состоялся.Итоги III Международная конференция «Практическое саморегулирование»

Институт саморегулирования в России, несмотря на целый ряд трудностей, всё же заработал. Теперь предстоит проанализировать накопленный опыт, провести «работу над ошибками» и определить базовые принципы дальнейшего развития системы саморегулируемых организаций (СРО). К таким выводам пришли участники конференции «Практическое саморегулирование», которая прошла 2 декабря в Торгово-промышленной палате (ТПП).

«Институт саморегулирования состоялся, он есть. Теперь должен идти разговор о том, как этот институт должен развиваться в ближайшей перспективе. Мы должны найти базовые основы, хотя нюансы могут быть в каждой отрасли», - считает глава ТПП Сергей Катырин.

Задать направление этому процессу должен закон «О саморегулируемых организациях», который разрабатывается Минэкономразвития в рамках Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, ранее одобренной правительством. Поручение создать общегосударственную модель СРО и обеспечить максимальную прозрачность их деятельности ранее дал Президент РФ Владимир Путин. Одновременно с этим по поручению главы государства Правительство работает и над другой масштабной реформой - в сфере контрольно-надзорной деятельности. С учётом поставленной руководством страны задачи по оптимизации контрольно-надзорных ведомств развитие альтернативных способов контроля выходит на первый план, уверен Министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

«Мнение экспертного сообщества и членов правительства, что две эти масштабные реформы должны быть максимально синхронизированы между собой. При этом необходимо уточнить порядок, при котором невозможно было бы дублирование госконтроля и контроля со стороны СРО над своими членами. В противном случае это станет дополнительной нагрузкой на реальный сектор и реальные предприятия», - сказал Михаил Абызов.

В качестве существующего на сегодняшний день примера дублирования контроля он привёл ситуацию со страхованием особо опасных объектов. Иногда, по его словам, предприниматели даже выражают желание вернуться к исключительно государственной системе контроля и надзора, отказавшись и от саморегулирования, и от страхования, потому что это для них гораздо дешевле. Такие моменты надо вовремя выявлять и анализировать, подчеркнул Министр. А при принятии решений относительно модели регулирования нужно понимать, сколько это будет стоить субъекту.

Необходимость синхронизации отмечают и в Экспертном совете при Правительстве РФ, который подготовил заключение по итогам обсуждения текущей версии законопроекта о СРО. Введение обязательного членства в СРО в той или иной отрасли может сопровождаться поэтапной передачей СРО определенной части функций государственного и муниципального контроля, полагают эксперты. Они также предлагают чётко определить принципы и механизмы принятия решений о начале и прекращении использования СРО с обязательным членством, поскольку именно эта форма саморегулирования может заместить собой госконтроль.
Кроме того, по мнению экспертов, необходимо уточнить требования к оценке эффективности таких СРО. На данный момент нет внешних объективных критериев эффективности деятельности саморегулируемых организаций, очень немногие из них имеют внутренние системы показателей эффективности, констатировал Михаил Абызов.

В Минэкономразвития не отказывается от курса на замену отдельных государственных форм регулирования на негосударственные, подчеркнул директор департамента госрегулирования в экономике Алексей Херсонцев. По его словам, принято решение сформировать закрытый перечень видов деятельности, для которых необходимо обязательное участие в СРО. Тем не менее, принцип исключения дублирования контроля реализовать будет не так просто, как кажется - эта тема, по мнению представителя Минэкономразвития, требует дополнительного обсуждения. Трудности, по его словам, могут возникнуть в строительной отрасли: готовы ли СРО, например, исключать из своих членов те компании, которые приступили к строительству объектов без разрешения?

Одним из ключевых пунктов законопроекта о СРО является определение имущественной ответственности саморегулируемых организаций по обязательствам своих членов. Он также вызывает вопросы у экспертного сообщества, отметил Министр Михаил Абызов. Так, в Экспертном совете при Правительстве считают, что универсальность данных требований приведёт к росту нагрузки на бизнес.

«В тех отраслях, где законодательством уже предусмотрены иные обязательные способы обеспечения ответственности перед потребителями, как, например, гарантирование, использование взысканий из компенсационных фондов и страхование ответственности нецелесообразно», - говорится в экспертном заключении.

В Минэкономразвития, напротив, считают, что требование о компенсационном фонде должно быть обязательным условием создания СРО. Это главный способ обеспечения ответственности, подчеркнул Алексей Херсонцев.

У экспертов есть нарекания и в части регулирования деятельности национальных объединений СРО. Они предлагают уточнить требования к порядку их формирования. Принятие документа в текущем виде может привести к созданию нацобъединений со значительными функциями по контролю за предпринимателями, включая третейское разрешение споров между ними, опасаются в Экспертном совете. При этом как-либо контролировать нацобъединения и применять по отношению к ним санкции будет невозможно, предупреждают эксперты. Более того, на данный момент не до конца понятно, как можно реформировать и ликвидировать малоэффективные национальные объединения. Эксперты предлагают прописать этот пункт в законопроекте, а также уточнить в нём критерии оценки качества реализации функций национальных объединений СРО.

«Как только проект федерального закона пройдёт первый круг предварительного обсуждения, мы обязательно проведём большое, широкое, профессиональное обсуждение с серьёзным вовлечением, в том числе, профессионального сообщества, представителей саморегулируемых организаций и их членов для того, чтобы этот закон был действенным инструментом для следующих этапов развития СРО», - заявил Михаил Абызов.

Минэкономразвития, в свою очередь, подтвердило свою нацеленность на закрепление систематизированных и актуализированных требований к саморегулируемым организациям.

«Мы видим свою задачу в дальнейшем оформлении саморегулирования в качестве единого регуляторного механизма и недопущение использования под маской СРО принципиально иных инструментов регулирования», - подчеркнул Алексей Херсонцев.

Михаил Абызов выразил твёрдую уверенность, что у института саморегулирования в России есть будущее. Но для того, чтобы построить этот институт, потребуется много времени и усилий.

«За последнее время было много высказываний относительно того, что этот институт - СРО - не для России. Я категорически с этим не согласен. Не надо ждать от нового института, который требует высокой самодисциплины и самоорганизации, каких-то моментальных результатов. Это большая системная работа. Ответственное саморегулирование в конечном итоге даёт дополнительное качество государственным институтам», - сказал Министр.

Советом по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности ТПП РФ, выступающим организатором главного ежегодного мероприятия в этой сфере, была предложена стратегическая линия развития системы саморегулирования, которая легла в основу Концепции развития саморегулирования, одобренной Правительством России в январе 2015 года. Следующим шагом на пути создания сбалансированной системы саморегулирования является закрепление в новой редакции Федерального Закона №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» основных положений Концепции, которые были предложены самим профессиональным и предпринимательским сообществом. Принятие закона без учета позиции сообщества способно дискредитировать систему саморегулирования, лишить ее импульса к дальнейшему гармоничному развитию. Обсуждение предложений по изменению положений закона, обобщенных Советом ТПП РФ, станет главной темой дискуссии на конференции.

Программа конференции предусматривает проведение пленарного заседания по окончании работы тематических секций. На пленарном заседании, представляющем собой диалог государства и профессионального сообщества, планируется обсудить законопроект и предложения по совершенствованию системы саморегулирования. Такой формат позволит повысить качество итоговой резолюции благодаря учету в ней итогов работы каждой из секций конференции. 

Тематика секций включает следующую повестку:

«Концепция и Стратегия развития саморегулирования в России»

На секции будут обсуждены обобщенные предложения профессионального и предпринимательского сообществ, способные привести действующее законодательство в соответствие с Концепцией развития механизмов саморегулирования и общегосударственной моделью саморегулирования. На открытое обсуждение будет вынесен текст Концепции, разработанный Минэкономразвития России и одобренный Правительством РФ, с учетом изменений, предлагаемых Советом ТПП по саморегулированию.

«Необходимость создания сервисов и преимуществ для членов некоммерческих организаций»

Секция рассмотрит вопросы создания конкурентных преимуществ СРО, создающих и развивающих специальные сервисы для своих членов, включая налоговые преференции, защиту законных прав членов СРО, а также другие виды поддержки деятельности участников рынка в саморегулируемом отраслевом секторе.

«Стандарты и правила профессиональной и предпринимательской деятельности в отраслях саморегулирования»

Изменения государственных требований к стандартизации и системе оценки квалификаций требуют выработки системного подхода к определению Стандартов профессиональной и предпринимательской деятельности в отраслях саморегулирования, а также четкого определения роли национальных объединений в этом процессе. На секции будут рассмотрены предложения по повышению роли нацобъединений СРО, поддержанные советом по саморегулированию ТПП России.

«Досудебное урегулирование споров и роль третейских судов в системе саморегулирования»

На секции планируется рассмотреть основные преимущества саморегулируемой сферы при разрешении споров в третейских судах, методическое обеспечение третейских судов, процедуру создания третейского суда, а также медиацию как законный способ досудебного урегулирования споров. Будут проанализированы практические примеры третейских судов при саморегулируемых организациях.

«Открытость и публичность системы саморегулирования»

На секции будут представлены примеры обеспечения информационной открытости СРО с помощью специализированных программных продуктов, рассмотрены актуальные алгоритмы проверок СРО надзорными органами и нацобъединениями. Одной из тем обсуждения станет разработка Федерального стандарта раскрытия информации, проект которого предполагается вынести на секцию.

В числе приглашенных - руководители и эксперты СРО из различных сфер, представители органов государственной власти, Администрации Президента РФ, главы профессиональных ассоциаций, союзов и некоммерческих партнерств.

 

Источник: http://www.all-sro.ru/news/mihail-abizov-u-instituta-samoregulirovaniya-v-rossii-est-buduschee_153362443

http://www.all-sro.ru/events/utochnena-programma-iii-mezhdunarodnoi-konferentsi