ОНФ выступает за серьезную доработку закона «о раздельном сборе мусора»

Эксперты Народного фронта проанализировали принятые обеими платами парламента поправки в федеральный закон «Об отходах производства и потребления». По их мнению, истинная суть поправок далека от того, о чем заявляют авторы. Народный фронт выступает за серьезную доработку закона.

По словам координатора проекта ОНФ «Генеральная уборка» Дмитрия Миронова, в новом законе есть и положительные моменты: введение обязательного общественного обсуждения территориальных схем, создание электронных моделей терсхем, упрощение сбора опасных отходов, но в нем больше минусов, чем плюсов.

«Так, например, новый федеральный закон вводит тариф на обработку отходов. Мы считаем его необоснованным, так как непонятно почему население должно платить за те виды деятельности по обращению с отходами, которые приводят к получению прибыли от последующей продажи вторичного сырья или товаров из вторсырья, в том числе упаковки. Это же выгодно самим сборщикам и переработчикам отходов. Кроме того, поднятие тарифа совершенно не гарантирует того, что собранные отходы будут внезапно перерабатываться. Например, прошедшим летом в Ивановской области региональный оператор необоснованно поднял тариф для населения в 1,5 раза. После этого в регионе резко возросла социальная напряженность, а мусор как свозился на необорудованные полигоны, так и продолжал свозиться туда же при новом тарифе, и никакой переработки отходов, даже в отдаленной перспективе, не предвиделось. После вмешательства ОНФ несправедливый тариф в Ивановской области был отменен, но теперь после принятия этого закона у региональных операторов оказались развязаны руки, так как теперь не только вводится тариф на обработку отходов, но и сама процедура начисления тарифа становится закрытой», – отметил Миронов.

По его словам, новый закон практически полностью исключает общественный контроль за сферой обращения с отходами, а граждане не только не смогут принять участие в контроле за формированием «мусорного» тарифа в своем регионе, но и практически исключаются из процесса общественного обсуждения территориальных схем по обращению с отходами, что противоречит поручению президента, данному им после «Форума Действий» ОНФ в 2016 г.

«В законе говорится о необходимости общественного обсуждения территориальных схем, но при этом не прописано то, как население сможет оказывать влияние на процесс принятия решения. Нет механизма пересмотра уже принятых терсхем с участием общественности. Напомню, что практически все территориальные схемы были приняты с ошибками, поэтому они должны быть пересмотрены. При этом должно быть проведено расследование по поводу того, что регионы затратили на разработку и принятие таких недоработанных территориальных схем около 1 млрд руб. Законом вводятся электронные модели территориальных схем, благодаря которым граждане якобы смогут осуществлять контроль за всеми процессами обращения с отходами в регионе. Правда, из этой схемы граждане не смогут узнать о критериях начисляемого тарифа и куда пойдут потоки отходов, а также отследить движение мусоровозов в реальном времени. Зачем нужна такая электронная модель?» – подчеркнул Миронов.

Кроме того, по его словам, согласование территориальных схем и региональных программ отдается на откуп регионам.

«Мы неоднократно критиковали реформу сферы обращения с отходами как раз за ее региональную замкнутость, доходящую до абсурда. Дошло до того, что, например, у Москвы и Московской области были приняты собственные территориальные схемы, которые друг с другом никак не согласованы, что, естественно, противоречит здравому смыслу и может спровоцировать самую настоящую экологическую катастрофу. Поэтому мы выступили за создание межрегиональных терсхем, которые должны были скоординировать тесно связанные друг с другом регионы. Наше предложение было поддержано президентом. Пока ни одной такой территориальной схемы так и не было создано. Более того, принятый закон такие схемы уже фактически исключает, так как теперь регионы самостоятельно будут их дорабатывать и согласовывать. Мы же считаем, что для согласования терсхем на федеральном уровне должен быть создан единый координирующий орган, который должен объединить органы власти, так или иначе задействованные в сфере обращения с отходами», – отметил Миронов.

Спорным моментом в законе является и введение дополнительных полномочий для органов местного самоуправления, по которым они будут обязаны создавать и содержать контейнерные площадки, а также вести реестр и определять схему размещения контейнерных площадок.

«Муниципальные власти, скорее всего, будут размещать контейнерные площадки по принципу наименьшего количества их размещения, так как их закупка и обслуживание лежат на муниципальном бюджете, что приведет к сокращению их числа и появлению множества стихийных свалок. Целесообразнее эти функции возложить на регионального оператора», – отметил Миронов.

Кроме того, законом декларируются «разрешение» раздельного сбора мусора по всей России, однако в реальности он и так частично действует в ряде городов по всей России (Саранске, Москве и др.).
«При этом никаких мер стимулирования организации раздельного сбора мусора с последующей переработкой отходов в законе мы не увидели. Напомню, что система тарификации построена так, что самым выгодным для оператора является тариф на захоронение, поэтому ему не выгодно ни вводить раздельный сбор, ни сортировать отходы, ни утилизировать. Получается, что мусор уходит на свалки, а вторичные ресурсы стоимостью до полутриллиона рублей не попадают в хозяйственный оборот, бюджет недополучает миллиарды рублей, которые могли бы попасть в виде налогов с готовой продукции из вторсырья. Кстати, так и не были пересмотрены нормативы утилизации отходов в сторону увеличения, не приняты меры стимулирования переработки, чтобы бизнес открывал новые производства, а граждане были заинтересованы в раздельном сборе отходов путем появления возможности сдать вторсырье за деньги. Для граждан так и не был отменен НДФЛ от реализации вторичного сырья (макулатуры, стекла, лома, пластика), который сегодня все равно не собирается. Новый закон не выполняет ни одно из поручений президента и направлен не на решение вопросов с отходами, а в угоду региональным операторам, владельцам полигонов, структурам ЖКХ и мусоровывозящим компаниям. В связи с чем без его существенной доработки по всей стране произойдет ухудшение ситуации с отходами и рост количества стихийных свалок. Мы будем добиваться внесения доработок в принятый федеральный закон», – резюмировал Миронов.

Источник: http://onf.ru/2017/12/29/onf-vystupaet-za-sereznuyu-dorabotku-zakona-o-r...