ГОСДУМА ОДОБРИЛА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ РЕГИОНАМ РЕАЛИЗОВАТЬ «МУСОРНУЮ» РЕФОРМУ

На пленарном заседании во вторник, 18 декабря, Госдума приняла в окончательном, третьем, чтении законопроект, которым предусмотрено сокращение срока проведения государственной экологической экспертизы по всем объектам с трех до двух месяцев с сохранением возможности его продления по заявлению заказчика. Также в третьем чтении одобрен законопроект, предполагающий создание многоуровневого страховочного механизма для регионов при переходе на новые правила обращения с отходами.
 Первый законопроект разработан Минприроды во исполнение поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета от 27 декабря 2016 года. «Мы неоднократно требовали ускорить исполнение данных поручений, и сегодня они фактически исполняются депутатами Госдумы. Сокращается срок проведения экологической экспертизы с трех до двух месяцев, поскольку сейчас она занимает не более двух месяцев по факту, а все остальное, как правило, искусственное затягивание сроков. Мы убираем эту коррупционную составляющую. Это позиция и наша, и Росприроднадзора, и Минприроды РФ», – отметил в ходе рассмотрения законопроекта Председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Владимир Бурматов.
 Во-вторых, вводятся переходные положения по проведению экологической экспертизы. И в-третьих, устанавливаются также переходные положения по получению комплексных экологических разрешений. «Это назревшие нормы, комитет подготовил законопроект к третьему чтению, все экспертизы пройдены», – заключил депутат.
 Выступая в ходе рассмотрения Госдумой изменений в статью 29.1 федерального закона «Об отходах производства и потребления», предусматривающих создание многоуровневого страховочного механизма для регионов при переходе на новые правила обращения с отходами, Владимир Бурматов подчеркнул, что речь не идет о переносе реформы и тем более об ее отмене.
 «Основные положения реформы обращения с отходами вступают в силу с 1 января, и никто от этого отступать не собирается, мы слышали здесь позицию министра природы РФ. Региональные операторы практически во всех регионах выбраны, тарифы установлены, – отметил он. – Рассматриваемый нами сегодня законопроект – это страховка, причем не для губернаторов, а для граждан, потому что люди не должны становиться заложниками возможного мусорного коллапса, который мог бы случиться в нескольких регионах страны, если бы мы с вами не подготовили этот законопроект».
 По словам парламентария, предлагаемые изменения предоставляют дополнительные гарантии реализации реформы обращения с твердыми коммунальными отходами. «Мы создаем гарантии на случай, если региональный оператор обанкротится. Раньше не было механизмов, сейчас они там появились. Мы создаем гарантии на случай, если региональный оператор отказался выполнять свои функции, если у регионов, так в регионах, например, Севера, Дальнего Востока, транспортное плечо составило 600 км и тариф вырос на 5,5 тысяч процентов. Мы вводим положения, дающие возможность регионам выбрать другого регионального оператора, как со своей территории, так и с соседней. Даем возможность возложить функции регионального оператора на государственное муниципальное бюджетное учреждение. Наконец, просто остаться в том формате обращения с отходами, который существует и действует на сегодняшний день», – сообщил Бурматов.
 У регионов появляется возможность использовать те полигоны, которые введены в эксплуатацию. «И это, конечно, никакая не легализация несанкционированных свалок, как об этом заявляют некоторые, – подчеркнул парламентарий. – Потому что, во-первых, у этих полигонов должна быть документация, они должны быть действующими. Во-вторых, регион принимает официальное решение об использовании полигона, в-третьих, включает в территориальную схему размещения отходах, в четвертых, согласовывает с гражданами и в пятых, регион согласует это с министерством природных ресурсов», – заключил он.